Posted 1 мая 2010,, 11:00

Published 1 мая 2010,, 11:00

Modified 1 апреля, 14:01

Updated 1 апреля, 14:01

Vespa - один мотор, два колеса, два сердца

1 мая 2010, 11:00
Знаменитый итальянский мотороллер "Веспа" (Vespa) – это не средство передвижения, а образ жизни. Почему два сердца? Потому, что относиться к "Веспе" иначе, как к живой, просто невозможно. Созданный более 60 лет назад итальянскими дизайнерами и инженерами, этот мотороллер остается иконой стиля и визитной карточкой итальянского автопрома.

Знаменитый итальянский мотороллер "Веспа" (Vespa) – это не средство передвижения, это образ жизни, особое мировосприятие.

Почему два сердца? Потому, что относиться к "Веспе" иначе, как к живой, просто невозможно. И она это подтверждает на протяжении всей своей истории.

Созданный более 60 лет назад итальянскими дизайнерами и инженерами, этот мотороллер остается иконой стиля и визитной карточкой итальянского автопрома.

"Веспа" был создан инженером Коррадино Д'Асканио (Corradino D’Ascanio) по заказу Энрико Пьяджио (Enrico Piaggio). Проект разрабатывался «с чистого листа», без оглядки на традиционные мотоциклы – отсюда оригинальный дизайн. Заказчик остался крайне доволен – Д'Асканио удалось совместить необходимые функции со стильным дизайном, отказавшись от лишних деталей. Увидев прототип, Энрико Пьяджо воскликнул: «Похожа на осу!». Именно так мотороллер и получил свое название (по-итальянски vespa - оса).

С технической точки зрения было реализовано абсолютно новое решение – роль рамы играл несущий кузов, двигатель с горизонтальным цилиндром был сблокирован с трехступенчатой коробкой передач, переключение осуществлялось вращающейся рукояткой на руле.

Мотороллер "Vespa", static.intelligent.lv

Гениальность и простота модели не могла остаться незамеченной инженерами по всему миру, что и привело к появлению многочисленных аналогов – от Германии до Ирана. И гражданам Советского Союза, несмотря на «железный занавес» удалось прикоснуться к легенде, правда, опосредованно. «Посредником» выступал мотороллер Вятка, полностью скопированный с итальянского прототипа, за исключением некоторых деталей.

Мотороллер "Вятка", modscene.ru

Стильный дизайн был сразу же по достоинству оценен молодежью, что сделало «Веспу» символом свободы, возрождения послевоенной Европы.

Знакомство британцев и американцев с этим брендом произошло благодаря выходу на экраны фильма «Римские каникулы». Трогательная Одри Хепберн (Audrey Hepburn) так гармонично смотрелась, разъезжая по римским улицам на компактном стильном мотороллере, что молодые британцы во что бы то ни стало захотели стать владельцами этого маленького юркого скутера.

Кадр из фильма "Римские каникулы"

Одри Хепберн на мотороллере "Веспа", photobucket.com

Да и сегодня, несмотря на то, что на «Веспах» были замечены самые знамениые голливудские красавицы (от Урсулы Андресс до Милы Йовович), образ молодой принцессы, вкушающей дух свободы в интерьерах вечного города, больше всего вдохновляет многих, в особенности девушек, «оседлать» легенду.

В 60е годы вокруг «Веспы» был создан целый культ. Популярное в то время движение «модов» не мыслило себя без мотороллера итальянской марки. Надо сказать, что «моды» - рафинированные представители британской молодежи, стиляги и модернисты - сыграли решающую роль в закреплении за «Веспой» титула эталона стиля. Под легкий джаз и соул английские модники неторопливо вели свои скутеры навстречу свободе, приключениям и новому будущему.

В 70-е "Веспа" также оставалась на пике популярности. Образ, созданный Стингом в фильме «Квадрофения» (Quadrophenia) как нельзя лучше отражает дух тех времен.

Стинг, кадр из фильма "Квадрофения"

«Веспа» всегда привлекала разборчивую публику, привыкшую выбирать лучшее. И сегодня этот мотороллер приобретают люди творческие, вдохновляемые искусством и стремящиеся окружать себя вещами, созданными при участии таланта. На «Веспе» можно встретить и архитектора с Филлипин, и начинающего музканта из России, и немецкую невесту, и испанского мачо. Всех этих людей объединяет одно – их глаза загораются при виде маленькой итальянской легенды на оживленных улицах современных мегаполисов.

Примечательно, что «Веспа», десятки лет удерживающая титул иконы стиля, у себя на родине, в Италии, отнюдь не является поводом для массового безумия. Там она совершенно органично вписана в повседневность, и воспринимается просто как удобное средство передвижения. Особенно в Генуе, где «моторино», как их называют итальянцы, популярнее всего – в городе, расположенном на холмах, очень узкие и неровные улочки, иначе как на «Веспе» и не проскользнешь.

Знаменитый итальянский дизайнер Стефано Габбана и его "Vespa", ljplus.ru

В других странах все наоборот: несмотря на то, что «Веспа» появилась больше полувека назад, клубы ее владельцев и дилерские салоны активно открываются по всему миру до сих пор. Не остался в стороне и Петербург, где «Веспа клуб» был создан 4 года назад.

Санкт-Петербургский Vespa Club, vespaclub.spb.ru

В городе на Неве легендарных мотороллеров пока не так много - всего несколько десятков. Жемчужиной коллекции северной столицы является полностью восстановленная Веспа 1966 года выпуска. Владелец, Станислав Корчилов, души не чает в своем мотороллере, это – его главное увлечение. Его дом заполнен книгами о "Веспе", модельками, виниловыми пластинками с музыкой 50х-80х, служащей отличным саундтреком для дальних и не очень поездок, и разного рода сувенирами.

Когда в город приходит весна, петербургские «весповоды» достают свои сокровища. Кстати, в зимний период хранят их зачастую не в гараже, а на самом видном месте в доме – «Веспа» может украсить любой интерьер. Функционал при этом сохраняется – на мотороллере можно восседать в компании друзей или просто коротать долгий зимний вечер перед телевизором, погружаясь в воспоминания о Веспа-фестивале.

А вспоминать, безусловно, есть что. Фестиваль, прошедший в Петербурге впервые прошлым летом, длился три дня. И собрал не только местных поклонников «моторино», но и московских единомышленников, специально пригнавших свои «Веспы» из столицы.

Программа была насыщенной – сначала горделивый проезд по центру города, впечатливший всех без исключения случайных свидетелей, потом – рейд по позитивным дружественным клубам. А после водители могли отдохнуть, наслаждаясь отличной живой музыкой на Петровской косе, где они и остались до следующего дня, переночевав в палатках – это ли не истинная свобода?

Всероссийский Vespa Фестиваль - 2009, vespafest.ru

Петрербургских любителей «Веспы» не останавливает ни холодный климат, ни отсутствие специализированных парковок. Напротив, в этом они видят свои плюсы – сезона приходится ждать с нетерпением, зато потом ни один солнечный денек мотороллер не проведет без «выхода в свет» - поездки по улицам города, приносящей радость не только водителю, но и случайным прохожим. Покрасоваться обладатели итальянского чудо-скутера, безусловно, любят. Да и грешно не похвастаться такой красоткой.

Особенно хороши на «Веспах» девушки – это уже традиция, основанная самой Одри Хепберн.

«Одеваешь легкий пиджак, тонкие брюки, туфельки на каблуке, красивый открытый шлем, солнечные очки. Аккуратно садишься на «Веспу», тихо заводишь - и ты уже итальянка. Милая, улыбчивая, просто выехала на прогулку, встретиться с друзьями: бокал вина, разговоры о моде, о цвете мотороллера, о поездке к морю, о музыке…И главное, что не зашкаливает скорость, и это не опасно, а в удовольствие», - говорит счастливая (а другими они не бывают) владелица “Веспы”, петербурженка Мария Решетнева.

Что тут еще добавить? Можно только процитировать официальный сайт мотороллера, на котором названия разделов говорят сами за себя – «Люблю Веспу», «Хочу Веспу», «Живу Веспой».

Юлия Афанасьева, Мария Лепетюхина

Благодарим членов «Санкт-Петербургского Vespa клуба» за помощь в подготовке материалов.