Posted 16 августа 2005,, 10:34

Published 16 августа 2005,, 10:34

Modified 2 апреля, 05:27

Updated 2 апреля, 05:27

"Вот, например, "Кларисса". Романам прочим, правда, не чета?"

16 августа 2005, 10:34
«Мои читатели подсчитали, что в романе «Кларисса» приблизительно миллион слов. Могу сказать, что каждое слово, даже каждая запятая, исходят от самого сердца, все они наполнены любовью и состраданием к моей героине», - сказал
Сэмюэл Ричардсон
, английский писатель, чьи произведения пользовались огромной популярностью в Европе в XVIII веке, один из любимых авторов Александра Сергеевича Пушкина.

Его роман «Кларисса» - это история о чистой и кроткой девушке, получившей огромное наследство и третируемой за это собственными родственниками. Чтобы избежать брака с нелюбимым человеком, она соглашается бежать из дому с Робертом Ловеласом, которого считает своим преданным другом. Позже Кларисса понимает, что оказалась втянутой в чудовищный клубок заговоров, сплетен и интриг. И главный виновник всего этого – Ловелас, обнаруживший свое подлинное лицо, коварный интриган и соблазнитель, бесчестный и жестокий.

Роман Ричардсона, один из самых объемных в английской литературе, написан в модном в то время эпистолярном жанре. Он собран из тысяч писем, которыми обменивались герои этого повествования, в этом же жанре написана другая популярнейшая книга того времени о страстях и интригах «Опасные связи» Шодерло де Лакло, также блестяще экранизированная. Как экранизировать переписку? Это было основной проблемой для создателей сериала, с которой они достойно справились.

Современный Лондон разительно отличается от Лондона XVIII века. Он пестрит неоновыми вывесками, автомобилями, новыми строениями, поэтому создателям фильма пришлось построить колоссальные декорации для съемок. Были выстроены целые улицы, мощенные брусчаткой, а также дома, по внешнему и внутреннему убранству соответствующие моде XVIII столетия.

Отдельно нужно сказать и о костюмах. Они были выполнены по старинным лекалам и выкройкам. Актрисы затянуты в корсеты из настоящего китового уса, актеры одеты в лосины и парики. Один из парадных костюмов красавца-соблазнителя Ловеласа был расшит настоящими драгоценными камнями и золотом и весил около тридцати килограммов, как рыцарские доспехи.

Также для съемок специально приглашали поваров, специалистов по старинным рецептам, учителей танцев, и лингвистов, обучавших актеров говорить с интонацией присущей светским дамам и кавалерам XVIII века. Одним словом, авторы сериала воссоздали реалии жизни и быта григорианской Англии, и им удалось максимально точно и выразительно передать атмосферу того времени.

За свою актерскую карьеру Шон Бин сыграл невероятное число злодеев, отрицательные персонажи ему блестяще удаются. Однако именно о роли Ловеласа он говорит, как об одной из любимых: «Многие плохие парни, которых мне пришлось сыграть, слишком просты и прямолинейны, Ловелас – совсем другое дело! Он не просто злодей, он изощренный злодей, умный, хитрый, коварный. Это необычайно сложный и интересный образ. Он загадочно притягателен, обладает тем особым магнетизмом, каким обладают только выдающиеся, если так можно выразиться, злодеи».

Режиссер фильма Роберт Бирман, признанный мастер экранизации классики, накануне английской премьеры сериала так отозвался о своем детище: «Почему я рекомендую посмотреть фильм? Да потому, что в нашей современной, нормированной, упорядоченной жизни так не хватает страсти. Наши чувства и эмоции стали заметно более пресными, чем в 18 столетии. Ах, как они, люди григорианской эпохи, умели любить, ненавидеть, презирать! Интриги и заговоры были главным развлечением света. На это, я думаю, стоит посмотреть».