Posted 19 апреля 2018,, 14:11

Published 19 апреля 2018,, 14:11

Modified 31 января, 19:11

Updated 31 января, 19:11

Чему научат в школе будущего

19 апреля 2018, 14:11
Детям, которые сядут за парты в 2018 году, придется работать в еще не существующих и не имеющих названия отраслях. Можно ли их подготовить к этому?

Никто точно не знает, чему учить детей, чтобы в жизни они были успешны. Нужна ли им будет математика, или биология, или психология, или ораторское мастерство? Какие профессии искусственный интеллект оставит на нашу долю? Поэтому лучшее, что сегодня можно сделать, — научить детей учиться, критически мыслить, делать выбор, чтобы, когда пришло время, они сами смогли заполнить все пробелы.

Вопрос о том, чему и как учить подрастающее поколение, что им пригодится в будущем, про которое толком никто ничего не знает, стал центральной темой Московского международного салона образования-2018. Многим уже очевидно, что «вчерашняя» система образования не подготовит детей к завтрашнему дню. В мире, где правят компьютеры, одних только знаний может оказаться недостаточно.

«Дети, которые в 2018 году поступят в школу, будут работать в отраслях, которых сегодня еще не существует. Нужно понять, какой человек нам необходим, подумать о том, как должна выглядеть школа для нового поколения», — заявил руководитель отдела по ИКТ в образовании Института образования ЮНЕСКО Миао Фенгчунь.

По словам преподавателя Британской высшей школы дизайна Майкла Гибсона, по профессиям, у которых еще нет названия, будут работать примерно 65% детей «поколения Z».

Профессиональное сообщество всего мира ломает голову над новой парадигмой образования. Как рассказала руководитель проектов Edutainme Айгуль Ашрафуллина, в своих представлениях о том, какие навыки будут нужны новым поколениям, все страны похожи.

Во всех образовательных моделях сегодня делается акцент на умении общаться, работать в команде, критически мыслить, программировать, учиться.

Страны, которые сейчас занимают ведущие позиции в престижных мировых рейтингах (PISA, TIMSS, ICILS), в течение последних 20 лет внесли кардинальные изменения в свою систему образования. Среди них не только Сингапур и Гонконг, но, например, Эстония. После распада Советского Союза первое, что сделали эстонцы в образовании — закупили компьютеры для всех школ, вне зависимости от удаленности от центра страны, и стали обучать детей программированию, начиная с первого класса.

Программирование становится базовым навыком XXI века. Образованию придется с этим считаться. «Конечно, никто не говорит о том, что нужно перестать учить историю или математику. Прогресс вовсе не отменяет необходимости усвоения знаний, умений и навыков. Это хлеб для образования, который будет всегда. Но в ситуации неопределенности, растущей сложности мира главное — научить детей учиться», — подчеркнул директор российского Федерального института развития образования Александр Асмолов.

И здесь, по словам эксперта, на первый план выходит вопрос мотивации. «Ленин когда-то сказал: „Учиться, учиться и еще раз учиться!“ Мы сегодня говорим: „Мотивировать, мотивировать, и еще раз мотивировать!“ Как заинтересовать ребенка в том, чтобы он сам тянулся за знаниями, и чтобы эта тяга осталась с ним на всю жизнь? Этот момент должен стать ключевым в нашем образовании», — отметил Асмолов.

Важно научить ребенка делать выбор, считает по этому поводу руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. «Сегодня мы видим, что набор возможностей выше компетенции выбора, и это проблема. Мы можем создать для детей максимум возможностей. Но если не сформируем способность выбирать, все эти возможности все равно сведутся в одну точку», — пояснил он.

Один из самых сложных вопросов — как трансформируется роль учителя, какие специалисты будут работать в образовании будущего, отметил Асмолов. «Что это будут за специальности, как они будут называться — никто вам сейчас не скажет. Но это совершенно точно будут люди с ключевой установкой — готовность к изменениям», — полагает он.

По словам Асмолова, главными качествами педагога будущего станут способности к коммуникации, навигации, и умение мотивировать детей. Уже сегодня ясно, что учителям придется делить обязанности с компьютерными программами. Вместо того чтобы пытаться с ними конкурировать, придется научиться в них ориентироваться и использовать в работе.

«Машины уже очень много чего умеют. В прошлом году вице-канцлер Университета Букингема сэр Энтони Селдон сделал провокационное заявление о том, что через десять лет роботы заменят учителей. Возникла дискуссия, появились сторонники и противники этой точки зрения. Но, так или иначе, его статья показала, что проблема есть», — заметил старший научный сотрудник Института общей физики им. А.М.Прохорова Валерий Платонов.

По мнению Селдона, искусственный интеллект сможет адаптироваться к разным стилям и темпам освоения программы у разных детей, что сделает традиционное академическое обучение избыточным. Каждый будет учиться в своем темпе по своей персональной программе, поэтому единые для всех временные рамки обучения станут не нужны. Учителя в этой схеме будут играть роль надзирателей, чтобы не допустить «инфантилизации» учеников. Также на их плечи ляжет внеклассная работа.

«Педагогам не нужно конкурировать с машинами, и пытаться их обогнать. Их должно отличать умение генерировать идеи, рассказывать истории, и привычка совершенствоваться», — резюмировал Платонов.

Анна Семенец