Posted 16 марта 2019,, 07:16

Published 16 марта 2019,, 07:16

Modified 31 января, 22:19

Updated 31 января, 22:19

Правда, о которой раньше предпочитали молчать

16 марта 2019, 07:16
Людмила Семенова
Откровенная мелодрама про семейную жизнь смотрится довольно свежо на фоне «мыльных опер» с хэппи-эндом.

Вслед за фильмом Алексея Нужного «Громкая связь» на российском ТВ появилась еще одна адаптация западного кинопродукта. Телесериал «Скажи правду» на канале «Россия» снят на основе британского проекта «Доктор Фостер», вышедшего в 2015 году на BBC. Причем отечественная версия истории об изнанке счастливого брака была запущена в эфир сразу после окончания празднования Международного женского дня — то ли как напоминание, то ли как предупреждение.

Режиссер сериала Андрей Эшпай и продюсер Татьяна Лаврова заявили, что тема лжи и утерянной любви универсальна и глобальна, поэтому никаких сложностей с адаптацией не было. Действительно, ощущения натянутости и инородности при просмотре не возникает — разве что слишком много лоска в интерьерах жилых домов и учреждений, но к этому мы уже привыкли.

Как и в оригинале, действие начинается неторопливо и душевно, в теплых красках, спокойных диалогах, с ненавязчивым музыкальном сопровождением. Однако потом милое жизнеописание семьи из среднего класса резко становится похоже на психотический триллер — местами слегка затянутый, но весьма многообещающий.

Главная героиня Ксения, которую играет Виктория Исакова, находит на одежде супруга чужой длинный светлый волос. С этого момента она начинает искать другие улики против мужа, все больше убеждается в его неверности, а заодно обнаруживает, что близкие им люди давно в курсе его двойной жизни. Их молчаливое заступничество и ложь усугубляют чувство боли от самого факта измены, нервное напряжение разрушает карьеру героини, она постепенно теряет контроль над собой и принимает решение отомстить, используя все доступные средства.

Нетипичность этой истории в том, что чаще всего супруги знают или догадываются об измене, но стремятся поддерживать иллюзию счастливой семейной жизни. В российском обществе пиетет перед общественным мнением все еще чрезвычайно высок, и ради него люди терпят страшные вещи, выходя «в народ» с приклеенной улыбкой. Многие семьи годами так искусно прячут свои «скелеты в шкафу», что даже родственники не знают о регулярных изменах или побоях. Здесь же ситуация обратная: окружающие как раз видят картину во всей неприглядной наготе, а вот для главной героини правда оказывается громом среди ясного неба.

Вообще супружеские измены создают настолько темную и душную атмосферу, что никакие советы и напутствия от посторонних лиц не смогут ее разрядить. Да и отношение к неверности у всех разное. Одни закрывают на нее глаза, считая, что в масштабах вселенной мелкие людские страсти ничего не значат. Другие готовы простить, если партнер предохраняется и не выставляет свои «подвиги» напоказ. А третьи при первом же недвусмысленном сигнале готовы схватиться за кухонный нож или разбитую бутылку, и о концовке таких «мелодрам» мы узнаем из криминальных сводок.

Поэтому невозможно дать четкий ответ на вопрос, что разрушило жизнь семьи в этой истории — сам факт предательства или то, что на него уже нельзя было закрыть глаза. Для героини Исаковой правда стала неподъемным грузом: пытаясь найти утешение, она совершает опрометчивые поступки, от которых ей самой становится только хуже.

Если присмотреться, то и в российской, и в оригинальной версии главным врагом женщины оказывается время, крадущее молодость и уверенность в себе. Что же касается мужских персонажей, то в отечественном сериале муж героини (Павел Трубинер) и финансист (Гоша Куценко) представлены как лицемеры, желающие, чтобы спрос с них был так же невысок, как с ведомых инстинктами животных, но чтобы их уважали и считались с их желаниями вполне по человеческому счету. Это характерно для современного общества потребления. И поскольку это общество часто теряет связь с реальностью, то в подобных историях финансовое благополучие на поверку оказывается таким же сомнительным, как и семейное.

Примечательно, что российские актеры в данной адаптации очень органичны и играют с полной самоотдачей — особенно Исакова, которая прекрасно передает состояние «на краю пропасти». «Мудрая» свекровь (Евгения Уралова) и классическая «верная подруга» (Инга Оболдина) тоже весьма убедительны. В мужском составе Павел Трубинер выглядит более бледно, чем герои второго плана в исполнении Куценко, Алексея Фатеева, Александра Ивашкевича. Но в целом игру актеров никак нельзя назвать «второсортной» по отношению к оригиналу, что весьма обнадеживает.

Стоит отметить, что сюжеты о мнимой идиллии на фоне безупречных интерьеров и прежде частенько появлялись на российском телеэкране. Но в них не было такой драматичной напряженности и скептической подачи идеи «сохранения семьи». Описанная в «Скажи правду» история транслирует простую истину: простить человека (при желании) можно только тогда, когда он об этом просит. Если он не чувствует за собой никакой вины, то речь идет о молчании, терпении, покорности, потакании его порокам — но никак не о прощении, которое подразумевает некую долю снисхождения. И среди типичных «мыльных» мелодрам телеканала «Россия» такая откровенность без расчета на хэппи-энд выглядит свежим веянием.

Людмила Семенова