Posted 17 апреля 2018,, 16:33

Published 17 апреля 2018,, 16:33

Modified 30 марта, 20:06

Updated 30 марта, 20:06

Чего не будет в новых «майских указах»

17 апреля 2018, 16:33
Сергей Шелин
Для составления новых своих эдиктов Путин велел использовать программу кудринского ЦСР. Возьмут, конечно, не все. Легко догадаться, что именно отбросят.

Как говорится, война войной — а обед по расписанию. Сколько бы сил, денег и времени наша госмашина ни тратила на всемирную битву за Башара Асада, но и до домашних российских дел руки время от времени тоже доходят.

Впереди назначение правительства, а также, вероятно, издание чего-то вроде новой версии «майских указов», которыми это правительство будет обязано руководствоваться в качестве программы.

Путин, как говорят, приказал премьеру Медведеву встретиться с главой Центра стратегических разработок Кудриным и почерпнуть из его проектов все подходящее. Не стану касаться комической части этого мероприятия, клонящейся к очередному показательному унижению Медведева, которому к таким вещам не привыкать.

Поговорим о серьезном. Впечатляет масштаб встречи, первоначально назначенной на нынешний вторник, но перенесенной на несколько дней. С Алексеем Кудриным и сотрудниками ЦСР якобы пообщаются не только зицпремьер, но и несколько сановников, действительно принимающих решения. Например, министр-финансов Силуанов и первый вице-премьер Шувалов. А это значит, что по итогам ожидается принятие какой-то части кудринских предложений.

Каких именно?

До сих пор эти предложения были известны только в отрывках. Но на днях — и тоже, видимо, не случайно — ЦСР опубликовал свою программу под названием «Стратегия развития страны», которая состоит, во-первых, из «семи стратегических приоритетов», а во-вторых, из описания «пяти первых шагов к семи приоритетам».

Что касается «приоритетов» ЦСР, то с ними дело, думаю, пойдет неплохо. В том смысле, что многие из них идеально лягут в «майские указы-2».

Например, ускорение технологической революции, цифровизации и прочего в том же духе (приоритет № 3). Ну конечно, это будет принято. Научно-технический прогресс — вечная цель нашего государства. Революционным актом было бы как раз умолчать о нем в стратегических планах.

Или вот рост несырьевого экспорта со $107 млрд до $200 млрд в 2024-м (приоритет № 4). Прелесть таких предсказаний, имеющих столько же смысла, сколько и прогнозы погоды на шесть лет вперед, вовсе не в «научности», а в том, что они создают у начальства иллюзию власти над будущим и поэтому принимаются им на ура.

Не менее положительно оно относится и к обещанию увеличить вес малого и среднего бизнеса в экономике до 40% к 2030-му (приоритет № 2), заодно ослабив тяготеющий над ним гнет проверок. Не в первый раз это обещают и, думаю, даже не в сотый. Значит, есть в этих повторах какой-то глубинный смысл, и вписать их в «указы-2» имеются все основания.

Также среди приоритетов ЦСР, причем под первым номером, — повышение пенсионного возраста, осуществляемое очень медленно, за шестнадцать лет, и сопровождаемое заметным ростом реальных пенсий. Занятно, с какими церемониями, отступлениями и откладываниями наша автократия подступается к этой проблеме. Не уверен, что этот проект напрямую войдет в «указы», а если и войдет, то в выражениях предельно обтекаемых, чтобы от него можно было мгновенно отказаться.

Зато вполне пригоден для включения приоритет № 5, нацеленный на облагораживание казенной машины. «Государство должно существовать для своих граждан и быть, в первую очередь, партнером и помощником, которому можно доверять в любой жизненной ситуации… В госорганах должны быть четко сформулированы миссия и ценности работы. Центральной установкой этих документов должны стать служение гражданам и инициативность…» Издать приказ бюрократам, чтобы немедленно стали инициативными слугами граждан, — это и красиво, и глубоко традиционно. В казенных архивах таких повелений накопилось уже несметное множество.

По душе придется начальству и государствоцентризм и технократизм всех приоритетов программы ЦСР. Гражданин выступает лишь как объект мероприятий бюрократов, а теперь еще и не контролируемых им самим процедур, совершаемых над ним какими-то безликими электронными системами. На какую бы то ни было демократию нет даже намека.

Единственная попытка вырваться из этого круга (приоритет № 6) оставляет чувство неловкости: «У горожан появится возможность для прямого участия в судьбе города: выбирать, на что тратить бюджет города и следить за выполнением работ». Не воображайте, что это о восстановлении разрушенных местных самоуправлений. Речь всего лишь об очередных электронных играх — каких-нибудь интернет-голосованиях, которыми жонглирует начальство.

Ясно, что первая часть программы ЦСР — «семь приоритетов», — тщательно обходящая все, что может не понравиться вождю, вполне пригодна для включения в «указы-2». Если не вся, то в значительной доле. Ее обещания не новы и никого ни к чему не обязывают, а послабления сформулированы слишком обтекаемо, чтобы ими можно было воспользоваться.

Но есть и второй раздел — «пять первых шагов к семи приоритетам».

Из этих пяти всего один не только может, но и должен будет попасть в «указы». А именно, «второй шаг», посвященный «бюджетному маневру» — увеличению доли ВВП, затрачиваемой на образование, медицину и инфраструктуру. И то, и другое, и третье Путин недавно уже пообещал. Это уже часть официальной доктрины.

Зато совсем иное дело — «шаги» первый (создать Центр эффективности госуправления — независимую структуру, которая навязывала бы бюрократии непривычные ей правила), третий (создать Центр трансформации госкорпораций, который ограничивал бы власть главных магнатов государства) и четвертый (провести судебную реформу и укомплектовать судейский корпус из людей другого опыта и круга, чем сейчас, карьера которых «зависела бы от судейского сообщества, а не от правоохранительных органов»).

Сложно представить, что у нас могут сейчас не то что внедряться, но хотя бы и всерьез обсуждаться проекты, бьющие по большим интересам и намекающие даже на небольшие модификации нашего авторитарно-феодального режима.

Не зря Кудрин разделил свой план на два раздела. В первом — удобные и давно освоенные системой банальности. Во втором — несколько менее банальных вещей, которые система по доброй воле не допустит.

Впервые с такой наглядностью внутренняя драма системного либерализма расколола надвое его идеи и рецепты. Поскольку сислибы работают в системе и для системы, то должны сочинить и скормить ей то, что она давно превратила в бессмыслицы, охотно потребляет и заносит в свои «указы». Для этого составлена первая часть — «приоритеты».

Но есть ведь еще и желание сделать что-то разумное, доброе и вечное. Поэтому пишется вторая часть — «первые шаги», выполнение которых возвратило бы бессмыслицам смысл. Пишется для поддержания самоуважения. Если хотите, для истории. Но точно не для «указов».

Сергей Шелин